Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме «Кулич и Пасха»

В канун Недели о мытаре и фарисее, 12 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Святой Троицы «Кулич и Пасха».

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Невского округа протоиерей Алексий Скляров, настоятель иерей Георгий Голубев с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

«С этого дня мы поем Постную триодь, начинаются подготовительные недели к Великому посту, — сказал владыка в проповеди. — Святая Церковь учит, как подготовиться к посту, какой иметь дух, какие молитвы Богу приятны. Завтра мы будем читать притчу о мытаре и фарисее, в которой видим пример двух молитв. Как молился фарисей? Начал вроде правильно: «Боже! благодарю Тебя» (Лк. 18:11). Hо потом его, как говорится, понесло — всех осудил, и мытаря, который пришел в храм. А мытарь просто стоял сзади, бил себя в грудь и твердил: «Боже, милостив буди мне, грешному!» (Лк. 18:13). Эта молитва — пример смирения уже две тысячи лет. Без смирения спастись невозможно. Этой добродетели все должны научиться. Сразу ее не обретешь, нельзя сказать: «Завтра проснусь и буду смиренным». Так не бывает — эта добродетель растет, ей, как и любому плоду, нужно время. Сначала мы проходим зиму страстей, это надо осознать. Если не осознаем свои грехи, не увидим их, к смирению не подойдем. Потом наступает весна, появляются тонкие листочки добродетелей — надежда на плоды. Потом — лето, созревают плоды, а осенью мы их собираем. Всему свое время, так и человек должен сначала увидеть себя, а если не увидит, не смирится. Поэтому нужно покаяние. Сами совершить покаяние мы не можем, нам нужна благодать Божия. Сам человек — попробуй исправиться, перемениться! Ничего не получится. А куда благодать может войти? В смиренное сердце, больше никуда: Господь зрит только на смиренных и кротких. То есть без смирения не обойтись. Святые отцы говорят, что покаяние — начало пути в Царствие Небесное, плач о грехах — это уже стук в дверь милосердия Божия, а ключи от дверей Царствия Небесного — смирение».

«Без смирения в Царствие Небесное не войти, гордые там не могут быть, — продолжил архипастырь. — Были ангелы гордые — и вылетели с Неба, теперь они и их начальник находятся в аду. Мы должны постоянно помнить об этом. Как избежать ада, с гордостью расстаться? Бывает гордость житейская: человек начальствует, приказывает, хамит. Эту гордость легко победить. Но как только ее одолеешь, приступает гордость духовная. Человек начинает ходить в храм, поститься, милостыню творить — и становится фарисеем. От одной гордости ушел — к другой пришел. И гордость эта — спутница наша, за всеми по пятам ходит и готова всех отправить в ад. Не случайно Господь привел пример фарисея: ведь он все имел — и милостыню давал, постился, на храм жертвовал, и что? Ничего это ему не дало. Нужно внимательно относиться к духовной жизни, чтобы не вырастить в себе такого фарисея. Мы любим осуждать других: кто не постится, в храм не ходит, плохо живет. Но у нас нет такой обязанности — осуждать других. Господь дал нам зрение, мы других видим, и это нормально. Но для чего видим чужие грехи? Чтобы помочь человеку от них избавиться! Не осуждать: грешный — больной, он болен грехом. И что, мы должны топить его? Наоборот, надо руку протянуть и вытащить его. А мы, вместо того, чтобы помочь, начинаем осуждать, разглашать, и это неправильно. Хоть и молимся: «Господи, даруй мне зреть мои прегрешения», себя не видим — видим других. А другие нас видят: мужа видит жена, жену — муж, тут и надо подсказать, где что не так, вытянуть человека из греха».

«Все хорошее, что мы имеем, — от Бога. Все плохое — от себя. Посмотришь назад, на жизнь прошлую — у всех одни грехи. Посмотришь вперед — что нас ждет? Смерть. Посмотрите наверх — что там? Суд Божий. Посмотрите вниз — там ад, и начальник гордости ждет нас. Если мы гордые — к нему пойдем. Нужно справиться с гордостью, убрать ее, это непросто, но надо бороться, просить у Бога помочь нам очистить сосуд души, сердца. Для того и Великий пост — чтобы мы очищали сердце и туда пришла благодать Божия. Если будет сердце очищенное, смиренное, Господь нам пошлет благодать, соединит нас с Собою, а это главное. Мы все должны соединиться с Богом. Он говорит: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Как научиться? Не просто — прочитал Евангелие и научился. Нет, нужно на деле принять в себя Христа. Прими Его — и обретешь покой в сердце. Тогда будем мы кроткими, смиренными, обрящем покой душам нашим — к этому Господь нас зовет. Подготовительные недели к посту показывают, как жить, каяться, исправляться, молиться, чего бояться, избегать, к чему стремиться. Желаю вам вступить на поприще Великого поста подготовленными, не потерять время, которое Господь нам отвел для исправления и будущей вечной жизни», — завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму были подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия.

За усердное служение Святой Церкви и в связи с 50-летием протоиерей Василий Морозов был награжден медалью ордена преподобного Сергия Радонежского.

Настоятель поблагодарил правящего архиерея, подарил ему открытку, изготовленную детьми из воскресной школы, номера приходской газеты и декоративную тарелку, посвященную 235-летию освящения храма.

Верующим раздали иконки священномученика митрополита Петроградского Вениамина и святой царской семьи Романовых.
Богослужение транслировалось на странице храма в соцсети «ВКонтакте».

Храм Святой Троицы («Кулич и Пасха») был построен в 1787 году на средства императрицы Екатерины II. По замыслу генерал-прокурора князя Александра Вяземского церковный ансамбль coздан в форме пасхальных кулича и пасхи. Проект в стиле русского классицизма выполнил Николай Львов. С 1938 года храм использовался как клуб. Убранство было уничтожено, пропала главная святыня — икона Святой Троицы. Весной 1946-го храм открыли для верующих. Повторное освящение было совершено в 1947 году.

Источник:

12.02.22